ЦИКЛ ОПЫТА И ВОПРОСЫ ТЕРАПЕВТА НА КАЖДОЙ ФАЗЕ

«Таким образом, вопросы терапевта основываются на его наблюдениях и направлены на то, чтобы ввести определенные факторы в область сознавания пациента. Он задает вопросы, а не делает утверждения, так что труд распознавания и действия отводится тому, кому он и должен принадлежать — пациенту. Но вопросы терапевта в действительности являются переводом его наблюдений. Вопрос: «Сознаете ли вы, как вы говорите?» — может исходить из наблюдения, которое можно было бы перевести в следующие утверждения: «Я сознаю, что вы говорите очень быстро. Я также замечаю, что вам все время не хватает дыхания. Вам будет полезно заметить, что вы делаете, чтобы вы могли справиться с возбуждением, которое вы расходуете таким образом.»

Фриц Перлз, 1951

Преконтакт. 

Главный вопрос этой стадии – «Что с тобой происходит внутри и вовне?» Тут важно все, что осознается и переживается и замечается само по себе.

Что с тобой происходит?

Как ты ощущаешь свое тело (ощущения внутри, позу, дыхание) ? 

Что ты осознаешь сейчас? (Что ты видишь слышишь, замечаешь вокруг) 

Что ты думаешь сейчас? 

Если работа с незавершенной ситуацией – «Что ты ощущаешь, думаешь, чувствуешь сейчас, когда говоришь об этом?» 

Если работа с образами и внутренними ролями, то «На что это похоже?» 

Если работа с незавершенной ситуацией то «Что осталось у тебя сейчас от этой ситуации?»

Контактирование. 

Главные вопросы этой стадии: Что ты делаешь сейчас и что выбираешь делать в следующий момент? «Деланье» тут в значении внутреннего действия или какого-то вида отношений

Например: объясняешь, оправдываешься, прячешься, интерпретируешь, предвкушаешь, или выражаешь себя?

Что ты делаешь сейчас? 

И в результате своих действий, мыслей и фантазий что чувствуешь? 

Если работа с симптомами и ретрофлексией, то «Какое движение рождается из этих ощущений?» Что хочется сделать? 

Если работа с незавершенной ситуацией то «Загляни внутрь себя, что там незавершенно?»

И чего ты выбираешь/предпочитаешь/хочешь в следующую минуту? Хочешь ли то же самое делать, думать и в результате чувствовать то же самое или

хочешь что-то другое? Если клиент обозначил несколько фигур (чувстсв, намерений, действий) — «что из этого всего ты выбираешь?)

Фулл-контакт. 

Главный вопрос «Можешь ли ты полностью включиться в переживание или действие?»

Можешь ли ты выразить свои чувства?

Можешь ли ты сделать сейчас то, что ты хочешь (выбираешь?) 

Если работа с проекциями и частями личности, то «Можешь ли ты сыграть роль/стать (матерью, образом своего сновидения, героем, частью своей личности)» 

Можешь ли продолжить/усилить/произвести движение сознательно? (если работа с телесными ощущениями и симптомами) 

Можешь ли ты ……(эксперимент) .

Попробуй…. (эксперимент)

Постконтакт. 

Главный вопрос «Какой опыт ты пережил, каким ты ощущаешь себя теперь?

Каково теперь твое состояние? 

Какие выводы?

Что изменилось? 

Что для тебя значит все пережитое тобой за эту сессию? 

Какой/какая ты после этого? 

Что нового ты замечаешь в своем сознании теперь? 

Если работа с незавершенной ситуацией – «Представь себе эту ситуацию, есть ли еще какие-то переживания, которые тебя беспокоят?

Эксперимент «Обнаружение прерываний в процессе слушания»

1. Слушать собеседника.


2 . Повторить то, что услышал и попросить собеседника уточнения, правильно ли я его услышал? Не пропустил ли чего (слияние), не подменил ли что-то своими мыслями (проекция)? 


3. Прислушаться к ощущениям и чувствам внутри организма. Есть ли в услышанном что то, что вызывает интерес, волнение? Проявляется ли пустота, смутность ощущений (слияние)? Подмена ощущений и эмоций мыслями о том, как я должен реагировать (интроекция)? Подмена собственных чувств рассуждениями интерпретациями, сравнениями и суждениями (проекция)? Избыточное напряжение тела большее, чем нужно для поддержания позы (ретрофлексия)?

4. Поделиться с собеседником тем, что именно затронуло, что это для меня значит. Возникает ли сдерживание, остановка себя и высказывания (ретрофлексия)?

5. Проверить, правильно ли услышал то, что меня затронуло, что это значит для собеседника. Не пропустил ли я каких то важных деталей (слияние)? Не добавил ли я какой-то свой посыл, который собеседник не имеет ввиду? (проекция)?

© Андрющенко Денис, 2016

ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРЕРЫВАНИЙ КОНТАКТА.

Психическая травма это такой уровень эмоционального возбуждения и напряжения, при котором интенсивные и продолжительные стресс- реакции нарушают нормальные функции организма за пределами вызвавшей когда-то стресс ситуации.

Слияние (неразличение, незамечание) продолжающихся реакций организма на чрезмерный (физиологически и субъективно) стресс: сжатия, оцепенения, иммобилизации (беспомощности, «ватности» ) и перевозбуждения. Такое игнорирование ведет к износу систем организма, перерасходу сил. Слияние как периодическое погружение в переживания, мысли, воспоминания или предвосхищение вызвавших чрезмерный стресс переживаний и ситуаций с временной потерей осознавания актуальной ситуации.

Интроекция, т.е. некритичное принятие чрезвычайных оценок, запретов и требований, которые были необходимы в стрессовой ситуации, но неадекватны в настоящий момент и вызывают замешательство.

Проекция вызвавших когда — то чрезмерный стресс переживаний и ожиданий в актуальную ситуацию в виде интерпретаций, ожиданий, категорических, суждений вызывающая повторный эмоциональный стресс.

Ретрофлексия, т.е. сдерживание реакций освобождения организма от оцепенения и чрезмерного возбуждения, сдерживание дрожи, рыданий, вздохов, крика, защитных рефлексов, бегства и борьбы, которые могут возникать на трех уровнях: телесном (ощущение и движения), фантазии (образы и воспоминания), вербальном (история и обращения к людям).

Дефлексия, т.е. уклонение, откладывание и подмена желаний и задач ассоциативно связанных с переживаниями вызвавшими чрезмерный стресс.

© Андрющенко Денис, 2019

  Цикл контакта (опыта) и эмоции на каждой стадии контакта

ЧУВСТВА В ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ.

Значительную часть гештальттерапии составляет поддержка выражения прерванных эмоций.

Причём гештальттерапевты предлагают постепенно переходить от говорения о чувствах к говорению от имени своих чувств, от риторических вопросов и объяснений к выражению чувств в виде требований.

Это не значит, что мы предлагаем в реальности так по хамски обращаться с людьми, это не значит, что чувства для нас важнее, чем мышление или действие.

Выражение своих эмоциональных требований это приём, позволяющий осознать свои потребности и перестать тратить силы на их подавление. Именно попытки подавления неудовлетворенных потребностей вызывает напряжение: телесное, эмоциональное, умственное, волевое.

Хроническое избыточное напряжение и его биологические последствия и есть невроз. Прекращение усилий по подавлению потребностей не означает, что они должны быть немедленно удовлетворены.

Памятование о своих потребностях позволят удовлетворять их как только есть такая возможность.

Последовательность контакта.

Предконтакт.

Первая фаза называется предконтактом. В этой фазе заключено то, что составляет фон, задний план, это главным образом тело и именно в теле начинает возникать ощущение. Это ощущение является признаком наиболее актуальной потребности организма, которая развивается в данный момент. Я употребляю здесь термин «потребность» в очень широком смысле, т.е. потребность, импульс, аппетит, желание, незавершенная ситуация, то, что составляет суть «зерно» ситуации, «оно» ситуации. Следовательно, гештальт здесь отделится от фона, чтобы начать образовываться и затем «пойти на контакт» с окружающей средой, приобретая все более и более четкие контуры. Во время этой фазы, фазы предварительной ориентации, у людей могут возникать затруднения в связи с неспособностью построить гештальт с ясными контурами.

Контактирование

В следующей фазе, которая называется контактированием, этот гештальт, эта фигура, которая отделилась от недифиренцированного фона, в свою очередь отойдет на задний план, чтобы напитать фон, дать ему энергию. Начиная с этого момента, возбуждение, энергия мобилизуются и позволяют организму обратиться к окружающей среде, чтобы изучить предоставляемые возможности с целью найти там удовлетворение своей потребности.

В этой фазе контактирования с окружающей средой человек будет производить то, что техническими терминами определяется как идентификация и отвержение, проще говоря, будут осуществлять функцию выбора «да» или «нет». «Да, это может мне подойти. Нет, это мне не подойдет». Организм произведет выбор и отвержение среди ресурсов окружающей среды, чтобы удовлетворить «оно» ситуации.

Финальный контакт

Следующим шагом в последовательности опыта является финальный контакт. В этот момент окружающая среда, в свою очередь, отходит на задний план и образуется новая фигура: это выбранный объект.

Субъект будет устанавливать с ним финальный контакт, полный контакт, в какой — то момент будет иметь место до определенной степени неразличимость человека и избранного объекта. На короткое время нет больше ни фигуры, ни фона, ни границ между субъектом и объектом.

В межличностных отношениях на смену четко идентифицированным «Я» и «Ты» может появиться в какой-то момент «Мы». «Мы» любви, оргазма, конфликта, ужаса или любой другой контактной ситуации.

Постконтакт

Последней является фаза, которая называется фазой постконтакта. В фазе полного контакта граница открылась таким образом, чтобы впустить объект опыта, а в фазе постконтакта граница закрывается на этом прожитом опыте, и в этот момент начинается работа по ассимиляции. Нет больше фигуры, в поле не остается больше ничего актуального. 

1. Эмоции в преконтакте.

Волнение (беспокойство).

Является наиболее недифференцированным состоянием. По сути, это чистое легкое возбуждение, когда еще не понятно, направление действий, которые можно было бы предпринять под его воздействием.

Страдание.

Нарастающее и все еще недифференцированное возбуждение может переживаться как страдание, т.е. ощущение болезненного напряжения, не находящего себе хоть какого-то выхода.

Тревога.

Многие терапевты даже не относят тревогу к эмоциям, определяя ее просто, как остановленное недифференцированное возбуждение. Мне кажется, что тревога, в отличии от волнения, все же уже имеет некую направленность, а именно, стремление от чего то спастись, избавиться исчезнуть. При этом, важным моментом является стремление исчезнуть самому. Внешний мир еще не присутствует. О чем тревожусь? Что меня тревожит?

Страх.

Движение направлено от чего-то. Но остановлено. Остановлено, как правило, либо соображениями приличия, либо неадекватностью реакции ситуации, либо наличием противоположного стремления (например, боюсь негативной оценки, но хочу позитивной). Наиболее естественной реакцией выражающей переживание страха является бегство. Исключением являются ситуации, когда возможности бегства ограничены, либо от этого не убежать, либо некуда. В этом случае реакцией страха становится замирание, т.н. «мнимая смерть». Чего Я боюсь? Чего хочу? Чего опасаюсь и как мне этого избежать?

Ужас.

Какой ужас! Какой кошмар!!! Неужели это сейчас произойдет? Что делать? Бежать или замереть?

Раздражение.

Аналогично тревоге в своей недифференцированности и слабой степени выраженности, однако при этом уже фокус внимания перемещен вовне себя. Здесь уже есть стремление избавиться от чего-то, изменить что-то вовне. Что меня раздражает, и чего я на это уже не разозлюсь как следует?

2. Эмоции в контактировании.

Злость.

В этом случае движение направлено к чему-то. При этом сутью действия является либо получение чего-то вовне – захват, либо его уничтожение. Важно понять, стремлюсь ли я уничтожить это за то, что оно мне чего-то не дает или потому, что оно мне чем–то мешает и угрожает. Короче, я это хочу порвать в клочки, чтобы съесть или чтобы его не было?

Вина.

Я сделал что-то не то, все пошло не так. Я виноват. Я чувствую вину. Так хочется вернуться назад во времени и все исправить, но невозможность этого уже очевидна.

Что делать? Необходимо оценить, кто виноват на самом деле. Чья это вина? Виноват ли я в том, что это случилось или это нельзя было предусмотреть? Может быть виноват кто-то другой и я вместо того, чтобы обижаться на него, обвиняю себя? Если виноват все-таки я, то можно ли меня простить за это? Если нет, то как я могу искупить свою вину? Что сделать или какие извлечь уроки на будущее? Если я виноват перед кем-то, то чем я могу искупить вину пред ним?

Презрение.

«Ты, урод, держись от меня подальше! А не то, как дам!» Контактировать явно не хочется, а возможность этого сохраняется, следовательно, надо как-то удержать объект на расстоянии, чтобы не испачкаться. Я останавливаю себя от вступления в контакт, обесценивая объект, как не стоящий, не ценный. Но ведь для этого надо, чтобы он был изначально ценным и чтобы в контакт вступить мне хотелось.

Обида.

Цикл явно завершен неудачно. Я не получил того, чего хотел и во всем это виноват он или она. Вот сволочь! Ну неужели нельзя было… Ну я этого так не прощу, не оставлю, мне нанесена обида и … Он (а) мне за это заплатит! А если нет, то я отомщу! Вот.

Примерно так.

Зависть.

Я увидел вовне нечто, что мне не принадлежит. Я смог с этим проконтактировать только визуально, однако теперь оно мне нравится, и мне захотелось проконтактировать с этим более плотно, но движение пока остановлено до следующего цикла. Теперь я так и буду ходить вокруг

понравившегося объекта, пока либо не обесценю его, либо не приобрету, либо не уничтожу, либо не произойдет нечто в моем поле, что запустит новый цикл контакта.

Смущение.

Возбуждение нарастает, я вступаю в контакт и вдруг останавливаюсь, застываю. Стесняюсь. Что-то я поторопился.

Любопытство.

Интееереесно! Что это там такое! Я тянусь к объекту.

Отвращение.

Буэээ! Брррр! Как же я запачкался. И с этим я собирался контактировать?! Ну и гадость ваша заливная рыба! Контакт завершен, однако его результаты совершенно не устраивают. Вместо контакта направленного на получение, надо срочно переходить к контакту направленному на избавление. Все, что получено от контакта выблевывается без усвоения. А зря, неплохо было бы понять, с чем отвращение связано, чтобы больше в дерьмо не вляпываться.

Вожделение.

Господи, как я тебя люблю, как я тебя хочу, иди ко мне скорей, мой милый, мой дорогой эклерчик! Муаау! Ням, ням. Я рвусь к объекту, стремясь обрести его. Это было про эклер, пирожное такое, а вы про что подумали?

Ярость.

Ну все, ну ты, падла, попал конкретно!!! Ну, я тебя сейчас порву как тузик грелку!!! Хрррясть! Я рвусь к объекту, стремясь уничтожить его.

Стыд.

Господи! Что же я наделал! Хоть сквозь землю провалиться! Стыд то какой! И ничего уже не исправишь. Слишком сильное неудовлетворение результатом действия. Движение направлено назад во времени, несмотря на невозможность этого. После некоторого уменьшения уровня энергии сменяется виной.

4. Эмоции в Цельном — Полном контакте.

Удовольствие.

Кайф! Какой же это кайф!

Больше, в общем, то ничего и не скажешь.

Боль.

Ой, аууу. С чем это я контактируююю!??

Удивление.

Так вот ты какой – северный олень!? Ни фига себе?! Никогда бы не подумал.

Восхищение.

Вот это да! Красотища то какая!!!

Контакт преимущественно визуальный.

Скука.

Господи, ну когда ж это все, наконец, закончится то?! Скучища же!

Контакт с явлением продолжается. Я терплю это, ради чего-то другого, сдерживая злость, чтобы не разорвать контакт, не уйти из него. Заснуть что ли?

4. Эмоции в постконтакте.

Облегчение.

Ну, ну, еще чуть-чуть … Фуух, пронесло!

Целью контакта являлось оказывается, избавление от объекта.

Радость.

Движения уже нет, потому что оно закончилось. Музыка кончилась, а мы еще танцуем, но это ничего, потому что музыка продолжает звучать в нас. Радость связана с получением чего-либо. И возбуждение (энергия) является не следствием нехватки чего-то нужного (чтобы хотелось получить), или наличием чего-то ненужного (от чего надо избавиться), но получением избытка чего-то. Есть энергия, и ее надо, куда то деть. Либо «вобрать» в себя, наполниться силой для совершения последующих действий, либо выплеснуть в нецеленаправленной активности (выразить), либо поделиться с кем-то. Также радость может переходить в удовлетворение, благодарность и гордость.

Удовлетворение.

Хорошо то как!

Избыток энергии вбирается в себя и переживается как расслабленная, наполненность, благость.

Благодарность.

Ой, ну спасибо, так спасибо! Ну, удружил (а)! Здорово!

Избыток энергии возвращается партнеру по контакту в виде благодарности.

Гордость.

Ну, я крут! Есть чем гордиться!

Остаточное возбуждение от полученного удовольствия переводится в оценочное самоощущение.

Горе.

Пиздец! Всему!! Полный!!! Мир обрушился, все развалилось, я стою на пепелище и лихорадочно пытаюсь сообразить, что теперь можно сделать, но понимаю, что сделать нельзя ничего.

Ту энергию, которую я копил на предыдущих фазах цикла теперь никуда не деть и это очень больно, объект контакта исчез, я утратил его окончательно, и никакие действия в новом цикле контакта не помогут.

Досада.

«Ну вот, блин!». Только все было хорошо и вот! Действие только что завершилось, неудачно, еще секунду назад все можно было поправить, а теперь. Кажется немного сместиться назад по циклу контакта и … Но нельзя. Досадно.

Тоска.

«Было, было, было, было, но прошло, ооо, ооо …». Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Если оно заканчивается раньше, чем я готов к этому, я не наелся, то я тоскую, по прошлому, не отпускаю его, продолжаю держаться за него, а оно тянет меня назад во времени. Я тоскую по тебе, прошлое, вернись!

Печаль.

Вот все и закончилось. Было так хорошо, а теперь этого нет. А хочется еще. Не произошло полного насыщения и некоторое возбуждение, связанное с дефицитом, сбрасывается слезами. Печально. Хочется поплакать или кому-нибудь пожаловаться. Может, удастся от него получить недостающее?

Грусть.

Ну да, ну все кончилось. И ничего не поделаешь. Слезами горю не поможешь, время назад не поворотишь. Что остается? Погрустить немножко, подождать, пока тяга назад уляжется, а потом снова вперед.

ВИДЫ РЕВНОСТИ.

РЕВНОСТЬ ХРУПКОГО САМОУВАЖЕНИЯ. 
Самый распространенный вид. Эта ревность представляет собой страх разрушения хрупкой самооценки. Ревнивец с детства чувствовал себя униженным и ценой огромных усилий смог сформировать хрупкое самоуважение. Он охраняет его с невероятной бдительностью. Он глубоко озабочен тем, что он оказался хуже кого-то, кому его пассия отдала предпочтение. На партнершу ревнивцу в этом случае глубоко наплевать, просто отдавая предпочтение другому она как бы создает ситуацию сравнения и проигрыша.
Самой большой травмой в таких случаях является тот факт, что измена портит репутацию ревнивца. Он в глазах публики становиться тем, «от кого ушла такая-то».
Выражается ревность в таких случаях в виде словестных потоков грязи изливаемых на изменщицу/изменщика. Ревнивцы этого типа как правило сами изменяют свои партнершам/партнерам и не видят в этом ничего предосудительного: » — Ну Я это другое дело!»

СОБСТВЕННИЧЕСКАЯ РЕВНОСТЬ.
Второй вид ревности — ревность собственника. В этом случае ревнивец использует партнершу (партнера) как домашнее животное или любимую вещь.
Домашние животные дарят тепло и привязанность, любимые вещи через механизм условного рефлекса вызывают приятные ощущения: посмотрел — глаз радуется. В таком случае ревность переживается как гнев на того, кто хочет отобрать любимую игрушку. Любимая игрушка в процессе разборок бывает как правило безнадежно испорчена и выброшена за ненадобностью.
Эта ревность питается собственническим инстинктом хомяка и социальными идеями обладания — «у настоящего мужчины должна быть женщина — бриллиант»; «Ах какая женщина, какая женщина — мне б такую»
Выражается ревность в таких случаях в виде физической агрессии. Сначала в виде побоев сначала тому, кто «отобрал», а потом в виде уничтожения «любимой игрушки», чтобы она никому не досталась. В случаях особой трусливости ревнивец ограничивается порчей предмета своего прежнего обладания. Главный мотив агрессии в таких случаях — месть: «Лучше бы ты сдохла, ведь я ж тебя любил…»(с)

РЕВНОСТЬ ПОКИНУТОГО РЕБЕНКА. 
Этот вид ревности свойственен тем людям, которые в детстве были лишены родительского внимания в пользу кого-то другого — брата, сестры, нового любовника иди мужа матери, новой жены отца, в пользу отца — алкоголика и т.д. Это не ревность в чистом виде, а постоянный страх потерять близкого человека.
В отличие от предыдущих видов ревности она временно успокаивается в случае проявлений любви и преданности партнера. В этих случаях ревнивца беспокоит не сам факт измены, а возможное покидание, разрыв привязанности.
Такие ревнивцы зачастую согласны делить свою избранницу/избранника если есть гарантия того, что он не покинет ревнивца. Часто это маскируется под прощение или принятие. Отличается от настоящего прощения тем, что ревнивец не может забыть измену, периодически завуалированно упрекает партнера и переживает приступы тревоги расставания.

ГОМОСЕКСУАЛЬНАЯ РЕВНОСТЬ. 
Этот вид ревности описал З. Фрейд. Он обнаружил, что некоторые ревнивцы подавляют свои гомосексуальные фантазии и чтобы не принимать эти побуждения, подставляют в своих фантазиях вместо себя свою избранницу. Таким образом отождествляя себя со своей избранницей занимающейся сексом с другим мужчиной они переживают своеобразное гомосексуальное удовлетворение.

РЕВНОСТЬ МОРАЛИЗАТОРА. 
Это ревность человека, который сам очень хочет изменить своей партнерше/партнеру или даже пуститься в промискуитет, но не позволяет себе этого или осуждает себя за это. Тогда вместо того, чтобы разобраться со своими желаниями он проецирует их на партнера/партнершу.
Питается этот вид ревности сексуальным влечением и влечением к приключениям. Выражается, как правило, в морализаторстве, осуждении и собственных изменах маскируемых под месть партнеру.
Проблема ревности в том, что она представляет собой полностью эгоистическое переживание и в следствие этого люди, как правило, не хотят избавляться от нее, каких бы страданий им это не стоило. Чрезвычайно сложно расстаться с ревностью, сложнее, чем расстаться с алкоголем или наркотиками, потому, как ревность воспринимается естественным проявлением личности, а предложение отказаться от нее воспринимается как унижение и обман.

САДИСТИЧЕСКАЯ РЕВНОСТЬ. 
Она часто сочетается с алкоголизмом или серьезным расстройством психики. Питается эта ревность садистическими побуждениями. Параноики и садисты имеют склонность полостью подавлять свою избранницу захватив контроль над всеми ее проявлениями.
Социальные верования и нормы часто поддерживают такое поведение объявляя его проявлением «настоящего мужчины», «порядком в семье». В случае если ревность проявляет женщина, то такое поведение тоже одобряется — «Она не упускает своего счастья», «Настоящая хозяйка» и т.д.
Как правило те, кто соглашается на такое полное подчинение — это глубоко и бесповоротно не уважающие и не любящие себя люди. Как следствие они не могут по настоящему любить и уважать своего избранника/избранницу. В таких случаях любовь и уважение подменяются верностью и повиновением, полным контролем. Начинается она с легких форм.

БРЕДОВАЯ РЕВНОСТЬ.
Вырастает на основе любого из перечисленных видов ревности в любы сочетаниях. Для того, чтобы взошла бредовая ревность нужна уже подготовленная почве в виде психического расстройства. Отличается тем, что никакой опыт реальности не может заставить ревнивца сомневаться в своих убеждениях. Бредовая ревность проявляется не сразу во всей красе. Сначала она кажется нормальной. У бредовой ревности есть стадии.
Первая стадия заключается в том, что ревнивец смакует подозрения. Процесс проверки своих подозрений является для него самым увлекательным делом в жизни. Он получает вознаграждение в любом случае. Если подозрения беспочвенны, ревнивец переживает разрядку напряжения: «ну хорошо, в этот раз все обошлось» ; в случае, если подозрения не опровергаются — «ну вот я так и знал, я прав!»
Вторая стадия начинается, когда ревнивец перестает получать то удовольствие, которое ему раньше доставляла привычная «доза» подозрений и мотания нервов партнера. Количество подозрений начинает нарастать. А поводы становятся все более надуманными.
Третья стадия развития бредовой ревности заключается в том, что доказательства верности партнерши перестают приносить облегчение, человек испытывает облегчение только в случае когда его подозрения подтверждаются. Отсутствие доказательств измены партнера вызывает у ревнивца на третей стадии еще большее напряжение и гнев, он убежден, что партнер «морочит голову».
Четвертая стадия это переход к прямой реализации садистических побуждений минуя этапы поиска подтверждений неверности. Ревность на этой стадии превращается в ритуальные присказки, которыми садист верблаьно сопровождает акты насилия.
Самым главным переживанием в случае бредовой ревности является чувство собственной правоты. Чувство собственной правоты — универсальный наркотик. Дело в том, что чувство собственной правоты стимулирует выброс одного из важнейших нейромедиаторов — дофамина, который является своеобразным вознаграждением за поступки и состояния послужившие возникновению чувства собственной правоты.
Этот вид ревности так же выражается в физическом насилии, но в отличие от ревности собственника насилие здесь продолжается долго и мпобуждается не местью, а удовольствием от власти над другим человеком.
И ВЕЧНЫЙ РУССКИЙ ВОПРОС: «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Если коротко — ревность почти не лечиться щадящими средствами. Если вы сам ревнивец, то представьте себе что у вас есть волшебгная таблетка, которая раз и навсегда лишит вас чувства ревности, как радиоактивный йод выжигает больную щитовидную железу. И очень основательно подумайте — вы примите это таблетку? Если нет — вам нельзя помочь, вы сами выбрали свои мучения, так мучайтесь сколько угодно. Если да, то проанализируйте истинные мотивы своей ревности и устраните причину, которая создает ревность внутри вас. Подсказки выше.
Если вам попался ревнивец/ревнивица то принимать меры стоит при первых проблесках ревности и самым решительным образом показывать ясное отношение к ревности как к очень опасной болезни. Если при первых проявлениях ревности вы проявите хотя бы тень замешательства или вины, начнете оправдываться или доказывать что-то — все вы попались. Если ревность не подавлена в зародыше, то потом с ней очень сложно что-либо сделать. Лучше расторгать отношения и не мучатся, если только у вас нет сильного мазохистского наслаждения тем, что вы приносите себя в жертву.

© Андрющенко Денис, 2019

БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ.

1. Быть покинутым невыносимо, поэтому покидать всех нужно первым.

2. Я должен удовлетворять потребности близкого человека, даже если не хочу этого, иначе он меня покинет.

3. Если я так чувствую, значит так оно и есть.

4. Если я чувствую гнев, значит я прав.

5. Другие люди и события вызывают мои эмоции и я ничего не могу с этим сделать.

6. Любые изменения в жизни опасны. В моей жизни скорее всего ничего не измениться к лучшему.

7. Бывают однозначно плохие, полностью порочные люди и они заслуживают наказания.

8. Если я не найду в своей жизни хорошего человека, то я не буду счастлив.

9. Хорошие люди встречаются очень редко, скорее всего я никогда не найду хорошего человека.

10. Плохие люди претворяются хорошими, чтобы меня обмануть поэтому всех, кто кажется хорошим надо разоблачить, как можно скорее.

11. В любой сложной ситуации я должен решить хороший я человек или плохой.

12. Пока я не могу однозначно убедиться, что я хороший, я заслуживаю наказания, чтобы не быть плохим.

13. Близость и сексуальность различить невозможно, все кто говорит обратное, скорее всего лгут.

14. Если я хочу эмоциональной близости, то я должен согласиться на секс. Так устроен человек.

Пограничная личность часто комбинируется с другими типами: нарцистической, истерической, антисоциальной, зависимой и т.д.

БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ НАРЦИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

1. Я особенный, гораздо более особенный, чем остальные люди, «не такой как все» .

2. В связи с этим я имею право на особое обращение, привилегии, особые условия.

3. Правила, которые должны выполнять другие, я выполнять не должен потому, что см. п. 1 и 2.

4. Жизненно важно получать признание, заслужить похвалу и вызвать восторг.

5. Если другие не уважают мой статус, или мое представление о себе, они должны быть наказаны.

6. Другие люди должны понимать, насколько я особенный. Если не понимают, то см. п. 5.

7. Другие люди, особенно те, кто мне нравится, ДОЛЖНЫ удовлетворять мои потребности.

8. Если ко мне не проявляют уважения и не понимают мои особенные права, то это НЕВЫНОСИМО.

9. Меня могут понять лишь такие же особенные личности, как я.

10. Люди не имеют права критиковать меня. Если они делают это, то см п. 5, они должны быть наказаны.

11. Другие люди не заслуживают признания и богатства, которые у них есть.

© Андрющенко Денис, 2018

X