Макс Шелер Проблемы социологии знания

Макс Шелер (нем. Max Scheler, 22 августа 1874, Мюнхен, Королевство Бавария, Германская империя — 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне, Германская империя) — немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.

Макс Шелер изучал медицину, философию и психологию в Мюнхене и Берлине. Кроме этого в Берлине Шелер занимался социологией, а в Йене изучал неокантианство в области этики и теории познания. Защитил диссертацию у Рудольфа Эйкена в 1897 году.

Позднее, до 1905 года, занимался преподавательской деятельностью в Йенском университете. В 1919–1928 годах — профессор Кёльнского университета, с 1928 года — профессор Франкфуртского университета.

Не успел завершить свою работу «Сущность человека, новый опыт философской антропологии» («Философская антропология»), сжатым изложением которой послужила работа «Положение человека в Космосе» (1928) (ей предшествовал сделанный в 1927 году доклад «Особое положение человека»).

Творчество Шелера принято разделять на два этапа. Первый этап охватывает период между 1897 и 1920–1922 годами. В это время Шелер исследует вопросы этики, чувств, религии, политической философии. Во второй период, с 1920–1922 по 1928 годы, Шелер предлагает трактовку Божества как незавершённого, становящегося вместе со становлением космоса и человеческой истории.

В работе «Положение человека в Космосе» (1928) предлагается «грандиозное видение постепенного самостановящегося объединения человека, Божества и мира. У этого сходящегося процесса есть две полярности: разум, или дух, с одной стороны, и порыв — с другой. Идеи разума, или духа, бессильны, если они не вступают в практику, или не реализуются в жизни и практических ситуациях, которые созданы порывом и человеческими побуждениями. (…) Люди, однако, метафизически „вне“ космоса, вследствие способности делать своим объектом всё от атома до самого космоса».

«Проблемы социологии знания»- главная философско-социологическая работа «позднего» Макса Шелера, признанного основателя и классика немецкой «социологии знания». Отвергая проект социологии О.Конта, Шелер предпринимает героическую попытку начать социологию «с начала» — в противовес позитивизму как «специфической для Западной Европы идеологии позднего индустриализма». Основу учения Шелера образует его социально-философская доктрина о трех родах человеческого знания, ядром которой является философско-антропологическая концепция научного (позитивного) знания, определяющая особый статус и значимость его среди других видов знания, а также место и роль науки в культуре и современном обществе. Философско-историческое измерение «социологии знания» М.Шелера раскрывается в его провидческой трактовке синтеза западной и азиатской культур знания как терапии от цивилизованного варварства человека «фаустовского» типа. Актуальность этих идей М.Шелера в наши дни несомненна. На русском языке полностью публикуется впервые. Книга адресована философам, социологам.

X