Гуссерль (Husserl) Эдмунд (1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Родился в индифферентной к религии еврейской семье в Проснице, в Моравии, входившей в Австро-Венгрию. С 1876 года изучал математику и физику в Лейпцигском университете, с 1878 математику под руководством К. Вейерштрасса в Берлине, в Вене в 1882 году защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления». В Вене Гуссерль подружился с Т. Масариком (позднее – первым президентом Чехословакии), под влиянием которого изучал Новый Завет, а также стал посещать лекции Ф. Брентано (1884-1986), что определило его поворот от математики к философии. Под руководством ученика Ф. Брентано К. Штумпфа Гуссерль защитил диссертацию «О понятии числа. Психологический анализ», которая легла в основу его первой книги «Философия арифметики». Круг учений, влияние которых испытал Гуссерль в разное время, весьма широк: Р. Декарт, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант, И.Ф. Гербарт, Б. Больцано, В. Дильтей, П. Наторп и др. Преподавал в университетах Галле (1887-1901), Геттингена (1901-1916) и Фрейбурга (1916—1935), С приходом к власти национал-социалистов Э. Гуссерль был отстранен от преподавания в апреле 1933, однако в июле 1933 его университетский статус был восстановлен в соответствии с §3 закона «О восстановлении профессиональной службы», разрешающим «неарийцам» занимать академические должности, если они получили их до 1914 года. В 1935 году Нюрнбергский расовый закон вновь лишил его возможности участвовать в академической жизни. Тем не менее его научная деятельность продолжалась. Гуссерль работал над своим последним произведением «Кризис европейских наук», а также прочитал доклады в Вене и Праге. После смерти Гуссерля его архив, насчитывающий 40 000 страниц рукописей, был тайно переправлен в Бельгию пастором Г. Лео ван Бреда, который стал первым руководителем гуссерлевского архива в Лувене. С 1950 начинает выходить собрание сочинений Гуссерля (Husserliana), которое к настоящему времени насчитывает 38 томов.

Лейтмотив философии Гуссерля – абсолютные принципы и нормы разума, лежащие в основе научного познания, практики и человеческой культуры в целом. Продолжая традицию платонизма, он ставит новый вопрос – о сущностном различии между постижением единичных и общих, или идеальных, предметов (включая принципы и нормы), которые не сводятся к сумме или сходству индивидуальных. Феноменологическое описание двух основных типов постигающего сознания – фундаментальная тема гуссерлевского учения о сознании, которая эволюционировала от психологического обоснования основных понятий арифметики («Философия арифметики», 1891) до учения о принципиально непсихологической, трансцендентальной субъективности в поздних работах. Основная цель феноменологического метода – достигнуть строгого разграничения и строгой коррелятивности актов сознания, предмета в определенной смысловой данности и являющегося предмета как такового. Это базисное феноменологическое различие можно сравнить с различием между лучом света (сознание), освещенностью предмета (его данность) и освещаемым предметом. Последний при этом не обязательно должен быть реальным; различие между предметом и определенной его данностью сохраняется и в отношении воображаемого, вспоминаемого и т.п. предметов. Основная стратегия феноменологии Гуссерля – ограничить сферу актов сознания связями переживаний, в которых проявляет себя предметное, но которые не содержат в себе ни реально-материального бытия, ни какого-либо схематизма, навязываемого предметам. В противовес господствовавшему в немецкой философии неокантианству, Гуссерль выдвигает лозунг «К самим вещам!»; парадигмой феноменологических исследований становится не конструирование предметности, но путь к истине «самих предметов» и конституирование предметного смысла. Философия Гуссерля представляет собой обширную исследовательскую программу, различные направления которой предусматривают возвращение к исходным началам опыта и рефлексии. Все изданные при жизни крупные произведения Гуссерля, а также изданные позднее лекции и рукописи демонстрируют многообразие тематики и установку на поиски новых исходных пунктов и направлений анализа. Полагая, вслед за Ф. Брентано, новое начало в философии, Гуссерль утверждает устремление философии в будущее, в отличие от всех тех, кто, начиная с Г.В.Ф. Гегеля, заявляет о ее конце.