• LOGIN
  • Корзина пуста.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ И ГЕШТАЛЬТ-КОУЧИНГ B38

Эрик Берн
Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп

АВТОР

Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne), настоящее имя Леонард Бернстайн, (1910–1970) — американский психолог, психиатр, писатель, разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Родился в Канаде, в семье выходцев из России: терапевта Давида Гиллеля Бернстайна и писательницы Сары Гордон Бернстайн. Учился в Университете Макгилла в Монреале, затем переехал в США. В конце 1930-х годов изменил фамилию, опасаясь антисемитских настроений. Учился в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, работал в ряде больниц. Во время Второй мировой войны поступил в Армейский медицинский корпус в качестве психиатра, тогда же начал работать с группами и с концепцией Эго-образа. С 1954 года стал вести группы трансакционного анализа, а с 1958 года — Социальные психиатрические семинары в Сан-Франциско (позднее они были названы Семинарами Эрика Берна). Автор ряда книг — некоторые стали бестселлерами и классикой психоанализа: «Игры, в которые играют люди» (Games People Play, 1964), «Люди, которые играют в игры» (What Do You Say After You Say Hello, 1972), «Секс в человеческой любви» (Sex in Human Loving, 1970), «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» (Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis, 1957), «Трансакционный анализ в психотерапии» (Transactional Analysis in Psychotherapy, 1961).

Мы всегда входим в те или иные группы — большие и малые, от семьи до транснациональных корпораций и государств включительно. Без этого мы просто не можем существовать. Однако научиться верно себя в них вести (да и просто понимать, что происходит) не так-то просто. Начинаем с самых азов, самостоятельно нащупываем верную дорогу — и, конечно же, регулярно ошибаемся и набиваем себе шишки.

Что нужно делать, чтобы группа была максимально эффективной и долговечной, какие опасности подстерегают группу и как их избежать, где и почему неверно поступаем мы сами и как минимизировать количество ошибок — обо всем этом и рассказывает книга американского психолога и психиатра Эрика Берна.

ПОЧЕМУ НУЖНО ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ

— вы будете понимать, как функционируют самые разные группы — от семьи до крупной корпорации;
— вы сможете распознавать проблемы, возникающие в группе, еще до того, как они приобретут угрожающие размеры, и будете эффективнее справляться с ними;
— вы начнете эффективнее и продуктивнее общаться с людьми, кроме того, вами сложнее будет манипулировать.

 

ГРУППА КАК ЦЕЛОЕ

1.1. Группа — это социальное объединение, всегда имеющее внешнюю границу. Группы бывают разного размера. Так, малые и одноразовые группы — это, например, компания людей, собравшихся на субботник.

Огромные, существующие долго и с формальным закреплением себя как группы — например, государства. И, конечно же, разнообразные промежуточные варианты: церкви, фирмы, клубы, семьи и т. п.

По структуре группа может быть простой или сложной. К простым относится группа только с одним лидером и равноправными членами — как, например, психотерапевтическая группа.

К сложным — с несколькими лидерами, дифференцированным членством и т. п. При этом одна и та же группа может работать и как простая, и как сложная структура.

1.2. В «регион членства» можно попасть разными путями — автоматически и\или недобровольно (рождение, родство, гражданство и т. п.) либо добровольно (инициация, иммиграция, допуск, прием на работу или в учебное заведение и т. п.)

Из «региона членства» можно выйти добровольно (эмиграция, завершение обучения, уход с работы) или недобровольно (та или иная форма изгнания: исключение, отлучение и т. п.)

Вход в «регион лидерства» также может быть добровольным или нет, он осуществляется с помощью выборов, назначения, наследования и т. п. Равно как и уход — добровольный (отставка, окончание срока руководства, отречение) или недобровольный (отзыв, смещение и т. п.).

1.3. Помимо основной внутренней границы, в группе могут также быть и второстепенные границы. Концентрические границы, например, разделяют военнослужащих на офицеров и рядовых, а офицеров, в свою очередь, на лейтенантов, капитанов, майоров и пр. — это иерархические границы.

Сегментные границы разделяют, например, жителей различных регионов — у них равные права и обязанности, об иерархии речи не идет.

1.4. Основная задача группы — просуществовать как можно дольше. Группа успешна, если она долговечна, эффективна и может расти.

Существует два типа факторов, угрожающих группе: разрушающие снаружи и дезорганизующие изнутри.

Для стабильности группы важнее всего сохранение организационной структуры.

1.5. Три типа выживания группы:

а) идеологическое: она может существовать в сознании — после того, как уже перестала существовать в реальности. Такое выживание несет в себе потенциал возрождения;

б) физическое: существование группы как совокупности ее членов в реальности;

в) эффективное: способность группы к организованной деятельности; в частности, к борьбе.

1.6. Соответственно, группа может прекратить свое существование тоже тремя способами.

а) Она может разложиться: частная структура настолько слаба, что потребности сохранять группу нет. Сначала прекращает существовать идеологически, а затем и физически, и эффективно (например, при разводе супругов).

б) Она может быть уничтожена: уничтожается индивидуальная структура (члены группы).

в) Она может быть разрушена: уничтожается главная групповая граница и главная групповая структура (вторжение).

На практике часто комбинируются все три способа.

В ходе войны нарушается главная групповая граница, чаще всего совпадающая с государственной, и под ударом находится главная групповая структура — правительство.

Нападение на главную групповую структуру может быть без нарушения внешней границы — так происходят революции.

Для группы опасен также и внутренний конфликт, даже если туда не вовлечены лидеры — он растаскивает группу в разные стороны, и если этому никак не противостоять, то группа может перестать существовать.

1.7. Эффективному выживанию группы могут угрожать деструктивные силы:

а) внешние силы — агрессия извне или неблагоприятные природные факторы;

б) внутреннее брожение — дезорганизация группы со стороны ее членов.

Деструктивным силам противостоит групповая сплоченность.

1.8. Групповая работа направлена либо на внешнюю деятельность, либо на поддержание внутренней структуры группы.

Если группа находится в среде, воспринимаемой как дружественная или нейтральная, и занята работой, то она выступает в качестве рабочей группы.

Если находится в среде, воспринимаемой как враждебная, и занята сохранением структуры, то фигурирует в качестве боевой группы. Если же преодолевает внутреннее брожение, конфликты между индивидуальными склонностями членов группы и групповой сплоченностью, то это процессуальная группа.

Эффективность работы группы зависит от того, насколько успешна процессуальная группа, занимающаяся поддержанием внутреннего порядка.

1.9. Внешняя среда воспринимается членами группы не непосредственно, а через преломление «аппаратом морали». Когда среда начинает восприниматься как враждебная, группа встречает угрозу на внешней границе и переходит из рабочего состояния к боевому.

1.10. Сплоченность является динамическим ресурсом группы, и его нужно правильно распределить между работой, борьбой и внутренним порядком. Для нормального функционирования группы всегда должен быть некий «избыток сплоченности» — иначе группа слабеет.

1.11. Существуют также объединения, отчасти похожие на группы, но не являющиеся ими. Если внешняя граница есть, а внутренней нет — это прием (типичная ситуация, например, для вечеринок). Если нет ни внешней, ни внутренней границы — это открытое собрание: масса или толпа.

Различие между массой и толпой зависит от наблюдателя. В массе член ее не может предсказать, к какому классу людей относятся те, кто находится рядом, а в толпе — это сделать возможно с определенной вероятностью.

Разница между объединениями — в предсказуемости:

а) масса — степень предсказуемости 0 (совершенно неясно, к какому классу кто в ней принадлежит);

б) толпа — степень предсказуемости >0, но <1 (приблизительно ясно, к какому классу кто в ней принадлежит);

в) прием — степень предсказуемости 1 в том, что касается классов, но 0 в том, что касается внутреннего распределения членов;

г) группа — степень предсказуемости 1 в том, что касается классов, и >0 в том, что касается внутреннего распределения членов.

Существуют группы с предсказуемостью 1 во внутреннем распределении: у каждого своя уникальная ниша, привилегии и обязанности каждого всем очевидны. Чем выше предсказуемость, тем выше организованность.

Группы также могут быть по-разному укомплектованы: недоукомплектованы (ниш больше, чем членов группы), переукомплектованы (членов группы больше, чем ниш для них) или же укомплектованы на 100%.

В среднем, чем выше организованность, тем действенней группа, а чем ближе к 100% укомплектованности действенная группа, тем она эффективнее.

1.13. Любая группа изначально возникает в виде предварительной идеи. У каждого члена группы есть свой образ того, какой должна быть группа («групповое имаго»). Различие между предварительным и актуальным групповым имаго порождает неудовлетворенность и напряжение; чтобы ослабить их, можно изменить либо имаго, либо группу.

Цель организаторов при создании новых групп — максимально сблизить предварительное имаго и реальность (в самом начале или же в процессе развития группы).

1.14. Добрых намерений и энтузиазма недостаточно для того, чтобы группа выжила под давлением: нужен эффективный групповой аппарат, хорошо организованный и оснащенный для борьбы и с внешней, и с внутренней угрозой.

1.15. Когда потенциальные члены пришли к определенному соглашению о том, какую группу они видят в будущем (ее цель, внешняя граница и пр.), группа может быть активирована.

Члены группы во имя сплоченности отказываются от части своих индивидуальных интересов.

Групповая работа регулируется:

а) конституцией — это несколько самых важных тезисов, не обязательно прописанных, но разделяемых всеми. К ним относятся название группы, ее цели, ее внешняя граница и главная внутренняя граница, правила группового процесса, как может быть изменена сама конституция;

б) законами — представляющими собой конкретизацию отдельных положений конституции. Они также не обязаны быть написаными;

в) культурой.

1.16. Культура группы, в свою очередь, подразделяется на:

а) технический аспект: какими орудиями может пользоваться группа для своей деятельности — это скорее характерно для рабочих и боевых групп;

б) групповой этикет — как членам группы вести себя друг с другом;

в) групповой характер — особенности, характерные именно для данной группы.

1.17. Групповой канон — то есть ее обычаи и нормы — воспринимается членами группы тем серьезнее, чем дольше существует группа. Со временем все большее значение обретают традиции. Особенно сильны они, если связаны с героями — теми, кто основал группу, значимо увеличил ее или спас.

Основатели группы и создатели группового канона являются ее первичными лидерами. Нередко после смерти первичные лидеры (особенно если они убивали или погибли для блага группы) обретают в сознании членов группы мистические свойства — становятся эвгемерами.

Существуют также «почти-герои»:

а) те, кто убивал или погиб во благо группы, но не смог спасти группу — тогда не происходит эвгемеризации;

б) те лидеры, кто не убивал и не был убит, сколь бы они ни были отважны или гениальны — эвгемеризация возможна лишь частично.

Эвгемер усиливает сплоченность группы и ее эффективность, подкрепляет авторитет канона и традиций. К «помощи» эвгемеров обычно обращаются в тяжелые для группы времена.

1.18. Обязательные функции группы:

а) организация — без нее группа не может выжить;

б) эвгемеризация — необходима, поскольку у людей существует психологическая потребность в этом;

в) знакомство — даже если люди были знакомы друг с другом ранее, они должны быть осведомлены о новых ролях друг друга.

1.19. Существуют 3 типа лидеров:

а) ответственный — тот, кто представляет группу перед другими людьми и играет главную роль в организационной структуре. Случись что — ему отвечать за всю группу.

б) эффективный — тот, кто реально принимает решения и играет главную роль в индивидуальной структуре.

в) психологический — тот, кто наиболее влиятелен относительно частной структуры группы и является лидером в групповых имаго. У него наибольший шанс стать эвгемером.

Эти типы могут совпадать в одном человеке или не совпадать.

Кроме того, надо смотреть на положение лидера в группе. Если решение лидера в группе бесспорно — он первичный лидер группы. Если у лидера есть определенные полномочия, но он отвечает перед главным лидером, не обязательно явным, — он подлидер. Лидер в подгруппе по отношению ко всей остальной группе — делегат от подгруппы.

1.20. Способность убивать (в цивилизованные времена — изгонять) и быть убитым во благо группы экзистенциально усиливает лидера.

1.21. В ходе существования группы групповой канон развивается, причем каждая подгруппа развивает его самостоятельно. Различия этих ответвлений характеризуют подгруппу.

К традиционному канону часто обращаются в персональной форме с привлечением эвгемера: «Конфуций\Ленин\Линкольн сказал…». Обычно это происходит в напряженные, стрессовые для группы моменты.

1.22. Лидеру-последователю необходимо и менять канон (время требует изменений), и не менять его (потому что это ослабляет сплоченность группы). Так что изменения мимикрируют под интерпретацию. Если же необходимо революционное изменение канона, то сравнительно безопасный вариант — направить удар на актуального лидера, не трогая эвгемера (например, нападать на Сталина, но оставлять за рамками критики Ленина).

1.23. Роли в группе поддерживаются социальным контрактом: «Ты уважаешь мою персону, а я твою» — и подкрепляются групповым этикетом. Социальный контракт может быть нарушаем, но только «законными» (в рамках группы) способами.

Групповой этикет базируется на общем социальном этикете, но с модификациями и стандартами, принятыми в данной группе. Этикет требует выдержки, понимания происходящего и знания социальных паттернов.

1.24. Если рассматривать культуру группы с точки зрения психолога, то:

а) технический аспект — это рацио, подход взрослого человека;

б) этикет, опирающийся на традиции, — заимствование от родителей;

в) групповой характер — то, что группа хочет делать, — базовые и архаические элементы.

Часто это сочетается. Например, мы носим одежду, потому что:

а) она нужна для тепла — работает рацио;

б) она требуется по традиции или закону — это наставление от родителей детям;

в) мы украшаем ею себя — включаются базовые устремления.

1.25. Группы бывают:

а) с открытой внешней границей (как Красный Крест);

б) с закрытой внешней границей (экипаж в море);

в) с запечатанной внешней границей (тюрьма).

1.26. Членство в группе может быть:

а) добровольное (по своей воле);

б) выборное (по приглашению);

в) условное (по соглашению);

г) обязательное (по призыву или принуждению);

д) случайное (по рождению).

1.27. По структуре группы могут быть:

а) простыми — имеют одну внутреннюю границу;

б) составными — это группа с простой вложенной иерархией: лидер, подлидеры, члены;

в) сложными — состоящими из подгрупп со своей структурой;

г) усложненными — это происходит, когда ветви власти разделены и непосредственно друг на друга не влияют: например, рабочая, финансовая и административная ответственность распределены независимо друг от друга.

1.28. Лидерство может быть:

а) текучим — лидера легко сместить простым членам, перед которыми он отвечает;

б) вязким — лидера нелегко сместить и это могут сделать только привилегированные члены;

в) застывшим — лидера «штатным способом» не сместить, он автократ.

1.29. С точки зрения вступающего в нее индивида, группа может быть:

а) личной — тогда индивид идет в эту группу потому, что там люди общих с ним интересов, «его круга» и т. п. Обычно такая группа добровольна. Таковы, например, клубы по интересам;

б) вынужденной — индивид идет туда за привилегиями, которые может дать организационная структура; при этом он может мириться с неприятными ему другими членами. Такова, например, работа — в том числе и нелюбимая, но дающая деньги;

в) принудительной — индивид попадает туда против своей воли. Такова, например, тюрьма.

1.30. Все группы в определенном смысле авторитарны — они требуют соответствия канону. Однако степень этой авторитарности различна.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ 4-6 ИЮНЯ 2019 В КИЕВЕ

Информация о программе обучения
Читать дальше →

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ 3-5 ДЕКАБРЯ 2019 В КИЕВЕ


Информация о программе обучения Читать дальше →

КОНФЕРЕНЦИЯ 31 МАЯ – 2 ИЮНЯ 2019 В ОДЕССЕ

Информация о конференции 2019 Читать дальше →

Copyright © 1998-2019 Виталий Елисеев.

Все права сохранены за правообладателем. Любое использование материалов с этого сайта возможно только с указанием ссылки на источник.

top
X